Анализ закона «Об информации, информатизации и защите информации»

Сергей Зикрацкий

Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 15 июня 2011 г.

Общие положения

Закон «Об информации, информатизации и защите информации» является комплексным нормативным правовым актом, направленным на регулирование общественных отношений, возникающие при:

  1. поиске, получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении, распространении и (или) предоставлении информации, а также пользовании информацией;
  2. создании и использовании информационных технологий, информационных систем и информационных сетей, формировании информационных ресурсов;
  3. организации и обеспечении защиты информации.

При этом Закон делает прямую оговорку, что его действие не распространяется на общественные отношения, связанные с деятельностью средств массовой информации и охраной информации, являющейся объектом интеллектуальной собственности. Указанные отношения регулируются соответственно Законом «О средствах массовой информации» и Законом «Об авторском праве и смежных правах».

Закон определяет следующих участников информационных отношений:

  • обладатели информации;
  • пользователи информации, информационных систем и (или) информационных сетей;
  • собственники и владельцы программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;
  • информационные посредники;
  • операторы информационных систем.

Информация в процессе информатизации структурируется определенным образом. Первым звеном такой структуры выступает база данных — совокупность структурированной и взаимосвязанной информации, организованной по определенным правилам на материальных носителях; следующим звеном является банк данных — организационно-техническая система, включающая одну или несколько баз данных и систему управления ими; затем следует информационная система — совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств; и, наконец, заключительным звеном является информационная сеть — совокупность информационных систем либо комплексов программно-технических средств информационной системы, взаимодействующих посредством сетей электросвязи.

Закон устанавливает принципы правого регулирования информационных отношений, среди которых, на наш взгляд, необходимо особо выделить принцип свободы поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией; принцип установления ограничений распространения и (или) предоставления информации только законодательными актами Республики Беларусь; а также принцип защиты информации о частной жизни физического лица и персональных данных. Кроме этого закон отдельно определяет обязанность государственных органов, общественных объединений, должностных лиц предоставлять гражданам возможность ознакомления с информацией, затрагивающей их права и законные интересы, а также право граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Законом определено, что государственное регулирование и управление в области информации, информатизации и защиты информации осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, Министерством связи и информатизации Республики Беларусь, иными государственными органами в пределах их компетенции.

Виды информации

В зависимости от категории доступа Закон делит информацию на общедоступную информацию и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

При этом особо оговаривается, что не могут быть ограничены доступ к информации, распространение и (или) предоставление информации:

  • о правах, свободах и законных интересах физических лиц, правах и законных интересах юридических лиц и о порядке реализации прав, свобод и законных интересов;
  • о деятельности государственных органов, общественных объединений;
  • о правовом статусе государственных органов, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь;
  • о чрезвычайных ситуациях, экологической, санитарно-эпидемиологической обстановке, гидрометеорологической и иной информации, отражающей состояние общественной безопасности;
  • о состоянии здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства;
  • о состоянии преступности, а также о фактах нарушения законности;
  • о льготах и компенсациях, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам;
  • о размерах золотого запаса;
  • об обобщенных показателях по внешней задолженности;
  • о состоянии здоровья должностных лиц, занимающих должности, включенные в перечень высших государственных должностей Республики Беларусь;
  • накапливаемой в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах государственных органов, физических и юридических лиц, созданных (предназначенных) для информационного обслуживания физических лиц.

К информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, Законом отнесена:

  1. информация о частной жизни физического лица и персональные данные. Законом отдельно установлено, что никто не вправе требовать от физического лица предоставления информации о его частной жизни и персональных данных, включая сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья, либо получать такую информацию иным образом помимо воли данного физического лица, кроме случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь. Сбор, обработка, хранение информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользование ими осуществляются с согласия данного физического лица, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь;
  2. сведения, составляющие государственные секреты. Законом Республики Беларусь от 19.07.2010 г. № 170-З «О государственных секретах» установлено, что государственными секретами признаются сведения, отнесенные в установленном порядке к государственным секретам, защищаемые государством в соответствии с данным Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь. Сведения, которые могут быть отнесены к государственным секретам, определены ст. 14 Закона «О государственных секретах». Перечень государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 г. № 68;
  3. информация, составляющая коммерческую и профессиональную тайну. В соответствии со ст. 140 Гражданского кодекса Республики Беларусь информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Положением о коммерческой тайне (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.1992 г. № 670 определено, что коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования. Этим же положением определены требования к информации, составляющей коммерческую тайну, а также сведения, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне. Профессиональной тайной являются сведения, скрываемые обладателями информации, которые однако стали известны другим лицам в силу должности или профессиональной деятельности (адвокаты, врачи и т. д.);
  4. информация, содержащаяся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу;
  5. иная информация, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» к законодательным актам отнесена Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Распространение общедоступной информации

Закон «Об информации, информатизации и защите информации» гарантии предоставления общедоступной информации. Предоставление такой информации может осуществляться по запросу заинтересованного государственного органа, физического или юридического лица. При этом установлено, что запрос может быть сделан как в письменной, так и в устной форме. Законом также установлено, что порядок осуществления устных и письменных запросов о получении общедоступной информации, а также порядок их рассмотрения определяются законодательными актами Республики Беларусь. На сегодняшний день такими законодательными актам являются Закон Республики Беларусь от 06.06.1996 г. № 407-XII «Об обращениях граждан» и Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц». В соответствии со ст. 10 Закона «Обращениях граждан» обращения должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня их регистрации в государственных органах, иных организациях, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее пятнадцати дней, если иной срок не установлен законодательными актами Республики Беларусь.

Законом также установлено, что государственные органы обязаны посредством размещения в государственном органе в общедоступных местах распространять следующую информацию о государственном органе:

  1. официальное наименование;
  2. адрес места нахождения, контактный телефон (факс);
  3. организационную структуру;
  4. режим работы и время приема физических лиц;
  5. нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность данного государственного органа;
  6. официальное наименование, адрес места нахождения и режим работы вышестоящего государственного органа и время приема физических лиц в этом органе. Кроме указанной информации государственные органы обязаны распространять и (или) предоставлять в информационных сетях общедоступную информацию о нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, принятых данным государственным органом.

Информационные ресурсы, информационные технологии, информационные системы, информационные сети

Закон разделяет информационные ресурсы и информационные системы на государственные и негосударственные. При этом закон устанавливает, что государственные информационные ресурсы и государственные информационные системы подлежат обязательной регистрации Министерством связи и информатизации соответственно в Государственном регистре информационных ресурсов и Государственном регистре информационных систем. Негосударственные информационные ресурсы и информационные системы могут быть зарегистрированы в указанных регистрах на добровольной основе. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2009 г. № 673 утверждены Положение о составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов; Положение о порядке государственной регистрации информационных ресурсов и ведения Государственного регистра информационных ресурсов; Положение о порядке государственной регистрации информационных систем, использования государственных информационных систем и ведения Государственного регистра информационных систем; перечень базовых государственных информационных ресурсов.

Защита информации

Защита информации может осуществляться в целях:

  • обеспечения национальной безопасности, суверенитета Республики Беларусь;
  • сохранения информации о частной жизни физических лиц и неразглашение персональных данных, содержащихся в информационных системах;
  • обеспечения прав субъектов информационных отношений при создании, использовании и эксплуатации информационных систем и информационных сетей, использовании информационных технологий, а также формировании и использовании информационных ресурсов;
  • недопущения неправомерного доступа, уничтожения, модификации (изменения), копирования, распространения и (или) предоставления информации, блокирования правомерного доступа к информации, а также иных неправомерных действий.

Законом определены правовые, организационные и технические меры по защите информации. К правовым мерам отнесены заключаемые обладателем информации с пользователем информации договоры, в которых устанавливаются условия пользования информацией, а также ответственность сторон по договору за нарушение указанных условий; к организационным мерам — обеспечение особого режима допуска на территории (в помещения), где может быть осуществлен доступ к информации (материальным носителям информации), а также разграничение доступа к информации по кругу лиц и характеру информации; к техническим — использование средств защиты информации, в том числе криптографических, а также систем контроля доступа и регистрации фактов доступа к информации.
Законом «Об информации, информатизации и защите информации» установлены отдельные требования к защите персональных данных. В частности установлено, что меры по защите персональных данных от разглашения должны быть приняты с момента, когда персональные данные были предоставлены физическим лицом, к которому они относятся, другому лицу либо когда предоставление персональных данных осуществляется в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Последующая передача персональных данных разрешается только с согласия физического лица, к которому они относятся, либо в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Ответственность за нарушение законодательства об информации, информатизации и защите информации установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (Глава 22. Административные правонарушения в области связи и информации) и Уголовным кодексом Республики Беларусь (Глава 31. Преступления против информационной безопасности).

Вернуться к списку публикаций или задать вопрос

Все авторские права защищены. Нарушение авторских прав преследуется по закону.

Использование материалов возможно только с письменного разрешения автора и при условии активной ссылки на сайт www.ziz.by

По вопросам использования материалов обращайтесь к администрации сайта: pravo@ziz.by