Некоторые особенности порядка приема наличных денежных средств и ответственность за их нарушение

Сергей Зикрацкий

Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 01 июля 2011 г.

Прием наличных денежных средств с использованием кассовых суммирующих аппаратов

В абсолютном большинстве случаев прием наличных денежных средств должен осуществляться с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем (далее — КСА и компьютерная система). В некоторых случаях компьютерная система может выступать в виде таксометра (в такси) или билетопечатающей машины (в пригородных автобусах).

Порядок приема наличных денежных средств с использованием КСА и компьютерных систем установлен совместным постановлением Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 09.01.2002 г. № 18/1 «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» (далее — постановление № 18/1). Основы работы с наличными денежными средствами установлены Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утв. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 г. № 107 (далее — Инструкция).

В соответствии с постановлением № 18/1 используемые субъектами хозяйствования модели КСА и компьютерных систем должны быть включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь. В настоящий момент обязанность ведения данного реестра возложена на Государственный комитет по стандартизации, который и утвердил его своим постановлением от 04.06.2003 г. № 29.

Кроме того, что модель КСА и компьютерной системы должна быть включена в реестр, на ней должны быть установлены специальные средства контроля (устанавливаются производителем либо организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт) и заключен договор на ее техническое обслуживание и ремонт. Только после этого КСА или компьютерная система подлежит регистрации в налоговом органе и может быть использована при приеме наличных денежных средств.
Дополнительные требования к работе с КСА и компьютерными системами (в том числе порядок ведения книги кассира-операциониста, правила установления КСА в торговом зале, порядок исправления ошибок при вводе суммы и др.) установлены постановлением МНС от 09.09.2004 г. № 103.

Прием наличных денежных средств без использования кассовых суммирующих аппаратов

Постановлением № 18/1 установлен исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица и предприниматели осуществляют прием наличных денежных средств без использования КСА и компьютерных систем:

  • осуществление розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью не более трех продавцов в таких объектах;
  • осуществление розничной торговли на торговых местах на рынках и ярмарках;
  • осуществление разносной и развозной торговли товарами;
  • продажа проездных документов, билетов, проездных билетов, пригородных билетов, абонементных билетов, международных билетов, плацкарт и доплатных квитанций, талонов, жетонов в автомобильном транспорте, на котором выполняются городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте, метро, пригородных и пассажирских поездах международного и внутриреспубликанского железнодорожного сообщения, на станциях и остановочных пунктах государственного объединения «Белорусская железная дорога», в пунктах их продажи (при условии отсутствия продажи иных товаров);
  • продажа билетов (абонементов) на посещение выставок, ярмарок, аттракционов в парках, концертно-зрелищных и спортивных мероприятий (музеи, кинотеатры, театры, цирки, стадионы, бассейны, дома культуры в сельской местности, концертные и другие открытые и закрытые площадки);
  • оказание услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа, почты на станциях и остановочных пунктах Белорусской железной дороги;
  • оказание услуг и продажи товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в вагонах поездов международного и внутриреспубликанского железнодорожного сообщения в ассортименте, утвержденном Белорусской железной дорогой;
  • осуществление розничной торговли лекарственными средствами, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения и другими товарами аптечного ассортимента медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов;
  • осуществление продажи в розлив безалкогольных напитков, пива, кваса, растительного масла (за исключением их продажи в магазинах, павильонах с торговым залом и объектах общественного питания), а также живой рыбы из цистерн и вразвал овощей, фруктов и бахчевых культур;
  • осуществление торговли предметами религиозного культа (за исключением изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней) и религиозной литературы, оказание услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, а также в иных местах, предоставленных для этих целей религиозным организациям, зарегистрированным в установленном порядке на территории Республики Беларусь;
  • предоставление на дому услуг организациями почтовой связи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
  • осуществление электронной торговли, торговли с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место, выполнения работ и оказания услуг вне постоянного места осуществления деятельности;
  • осуществление адвокатской и частной нотариальной деятельности;
  • осуществление обучения несовершеннолетних;
  • оказания разовых услуг, при которых прием наличных денежных средств осуществляется в кассу организации;
  • оказание бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более трех человек в одну смену;
  • осуществление страховой деятельности с выдачей страховых полисов (свидетельств, сертификатов), квитанции о приеме наличных денежных средств (страховых взносов) формы 1-СУ и квитанции о приеме наличных денежных средств по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам, формы 1-СУо;
  • оказание библиотеками услуг по выдаче литературы;
  • реализация (за исключением реализации в торговых объектах) продукции животноводства, растениеводства, пчеловодства и рыболовства, оказание платных услуг населению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, при этом расчет за такие оказанные услуги и реализованную продукцию осуществляется наличными денежными средствами непосредственно в кассу юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • оказание услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и сдаче в наем квартир;
  • продажи товаров (за исключением продажи товаров в розничных торговых объектах, магазинах-складах), выполнения работ, оказание услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
  • эксплуатация детских развлекательно-призовых аппаратов (кран-машина), оснащенных купюроприемником, с выигрышем призов без денежного выигрыша;
  • оказания индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога, услуг по использованию платных туалетов;
  • организация общественного питания в торговых объектах, расположенных в общеобразовательных учреждениях.

Отсутствие необходимости использования КСА в указанных выше случаях не означает абсолютную свободу в приеме наличных денежных средств.

Правилами установлено, что в зависимости от вида реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг и стоимости этих товаров, работ, услуг наличные денежные средства принимаются:

  • либо с оформлением каждого факт приема наличных денежных средств первичным учетным документом, информация об изготовлении и реализации бланка которого заносится в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках;
  • либо осуществляется с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену) без оформления приходного кассового ордера по каждому факту приема наличных денежных средств;
  • либо в некоторых случаях может осуществляться с выдачей документов на бланках строгой отчетности без оформления первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации бланков которых вносится в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках, в том числе приходного кассового ордера по окончании рабочего дня (смены).

Конкретный перечень условий для применения одного из вышеуказанных способов оформления приема наличных денежных средств установлен п. 2.2. Постановления № 18/1.

Ответственность

Подпунктом 1.10 пункта 1 Указа Президента РБ от 16.01.2002 г. № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» определено, нарушение порядка использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем для приема наличных денежных средств при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) на территории Республики Беларусь через стационарные торговые (обслуживающие) пункты — влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от 25 до 200 базовых величин, на индивидуальных предпринимателей — от 20 до 100 базовых величин.

Также ответственность за нарушение порядка использования КСА установлена ст. 12.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:

  • нарушение порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров и (или) платежных терминалов для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, а равно отсутствие указанного оборудования для приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг — влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере до 100 базовых величин, а на юридическое лицо — от 10 до 200 базовых величин;
  • нарушение порядка использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины и (или) таксометры, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство или ввоз на территорию Республики Беларусь указанных аппаратов, систем, машин, таксометров либо их техническое обслуживание и ремонт, влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере до 50 базовых величин, а на юридическое лицо от 10 до 100 базовых величин.

Вернуться к списку публикаций или задать вопрос

Все авторские права защищены. Нарушение авторских прав преследуется по закону.

Использование материалов возможно только с письменного разрешения автора и при условии активной ссылки на сайт www.ziz.by

По вопросам использования материалов обращайтесь к администрации сайта: pravo@ziz.by